Армянские храмы

Армянская церковь Святого Николая

Дата основания — 1817г. Находится в г. Евпатория, Россия

Церковь Святого Николая (Сурб-Никогайос) возведена в 1820 г. в Евпатории и расположена на улице Интернациональной, в глубине застройки старого города.

Изначально на месте нынешней церкви Святого Николая стояла небольшая деревянная часовня, сгоревшая в 1704г. Когда к 1815г. армянская община в Евпатории стала насчитывать около девяноста семей, было принято решение восстановить храм. Фундамент церкви был заложен в 1817г., однако возникли финансовые затруднения, и строительство храма завершилось только в 1830г. Каменная церковь воздвигнута величественно на широких арках, церковь имеет три двери и колонный двор, но до сих пор остается без крыши, армяне богослужение проводят в часовне.

История

Еще во времена, когда Евпатория переживала пору своего наибольшего экономического расцвета в качестве татарско-турецкой крепости Гезлев (середина XVII столетия), возле городских стен рядом с дровяным базаром уже существовал армянский квартал с прекрасным храмом, который некоторые историки идентифицируют как сохранившееся до наших дней Текие дервиш.

Но время русско-турецких войн за право обладания черноморской жемчужиной по имени Крым поглотило некогда обширную евпаторийскую армянскую диаспору в своих пучинах, когда для ослабления экономического положения полуострова при помощи христианского духовенства в 1778 году была проведена широкомасштабная политическая акция по переселению верующих — греки отправились на азовские степи Мариуполя, армянам же были выделены плодородные земли Нахичевани.

 Но уже спустя считанные годы после официального установления российской власти на полуострове (1783 год) армяне начинают заново обживать Евпаторию – возрождается на прежнем месте армянский квартал исконно существовавший в центре старого города, а в его центре по давней традиции для свершения религиозных обрядов возводится небольшая церковь, освященная в честь святого Николая.

Шли годы, и возведенный временно деревянный храм под действием природных стихий постепенно ветшал. Ему на смену был призван заложенный в 1817 году каменный храм Сурб Никогайос, но в виду малочисленности общины и недостаточности средств строительство растянулось на десятилетия и было окончено лишь к 40-ым годам XIX столетия.

Первый удар по новой армянской церкви Евпатории был на нанесен в период Крымской войны 1954 — 1856 годов, когда в занятом коалиционными войсками городе хозяйничали вражеские отряды, один из которых был расквартирован на территории оплота веры — следы их пребывания в послевоенные годы пришлось скрывать под слоем штукатурки.

Затем последует пол-столетия мирного существования под ласковым крымским солнцем, когда вокруг храма появляется небольшой фруктовый сад, а рядом здание начального училища 1891-го года постройки, позднее же – церковно-приходская школа для мальчиков (1909). В эту пору армянская община города переживала эпоху своего наибольшего расцвета под скипетром двуглавого орла и меценатов из своего числа.

Но с падением российской империи и началом политики воинствующего атеизма (конец 1920-х), вмиг превратившие в ничто религиозные верования миллионов людей, армянская церковно-приходская школа для мальчиков была закрыта в 1929-ом, а спустя три года (1932-ом) по решению административных властей Крыма началось и планомерное уничтожение армянской святыни Сурб Никогайос — церковь закрыта, настоятель выселен из своего дома, купола сняты, колокольня и порталы разрушены.

 Свою новую жизнь здание храма начинает уже в качестве административной части созданного в 1943 году Евпаторийского гериатрического дома-интерната для граждан преклонного возраста и инвалидов — миссия, которую он с честью выполняет в течении почти пятидесяти лет, хотя она и послужила причиной практически полной утраты его внутренних интерьеров (исчезли без следа фрески, обвалилась лепнина, уничтожена резьба по дереву).

Лишь в 1984 году решением Крымского областного исполнительного комитета здание армянской церкви Сурб Никогайос с полуторавековой историей было наконец официально признано памятником архитектуры.

Духовное же возрождение армянского оплота веры в самом сердце старой Евпатории связано уже с приходом новых времен, когда на руинах атеистического Союза начинают возвращаться к жизни забытые духовные центры. Так в 1991 году храм принял первых верующих, а спустя год распахнула свои двери воскресная армянская школа, которая в 1994 году вернулась в свои родные пенаты.

С каждым годом церковь руками представителей своей армянской апостольской общины становится все краше, под трепетной рукой мастеров приобретая, казалось бы навсегда, утраченные черты былой аскетичной красоты, ведь работы по ее возрождению не утихают ни на минуту.

 

Архитектура

Расположенный в самом центре старого города по улице Интернациональной церковь Сурб Никогайос, согласно канонам армянской храмовой архитектуры, представляет собой однокупольную базилику из гладко обтесанных белых камней местного известняка сарматских слоев залегания на известковом же растворе, покрытую штукатуркой.

Ее колокольня, расположенная над четырехколонным портиком центрального входа, представляет собой восмиугольную в плане арочную ротонду под шатровой крышей на восьми колоннах с капителями коринфского ордера.

 Юго-восточная апсида евпаторийской церкви Сурб Никогайос Апсида церкви Сурб Никогайос Евпатории

Основной прямоугольный (12м х 22м) периметр армянского храма Евпатории имеет двухъярусную планировку при трех входах с арочными портиками и апсидой, обращенной на юго-восток. Входы имеют подчеркнутую арочную структур с выделенным замковым камнем и раскрепованным карнизом под ложной аркой с центральным архивольтом.

Два ряда оконных проемов (нижние прямоугольные забранные ажурной решеткой и круглые – на верхнем боковых фасадов да полукруглые над входами) создают естественное освещение трехнефного внутреннего аскетичного пространства, где лишь дорический ордер отделки массивных колонн и круглые розетки под куполом разбавляют молочную белизну стен.

Восьмигранный купол базилики святого Николая на четырех продпружиненных арках, расположенный на высоком световом барабане, гасит свой распор боковыми арками на огромных